Суббота, 04.05.2024, 07:26
Школьный сайт
Меню сайта
Друзья проекта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти,
а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое.
 

Академик Д. С. Лихач

            Одна из важнейших задач курса - это доверительное отношение между родителями и детьми. Дефицит подлинного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные опоры семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимания. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимоотношения и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребенка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.Содержание курса «Основы православной культуры» имеет воспитательный нравственно-развивающий характер.

         Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных традиций многонациональной культуры России. Все это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укрепление взаимопонимание и как следствие, оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1
Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.
Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.
Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Совет 2
Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.
Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, 1 урок в неделю Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами. Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми.
Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.
Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3
Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу.
Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

Совет 4
Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.
Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5
Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
И всё же — для чего нужны моральные нормы?
Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.
Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6
Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.


Ваш ребёнок — младший подросток 

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4—6 классов) — один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса — возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие.
Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст — стадия развития личности между детством и взрослостью — качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление основы социального самосознания — пробуждение чувства взрослости, формируются сложные формы мыслительной деятельности, абстрактное, теоретическое мышление, появляется мужской или женский взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе.
В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста — чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой — возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребёнком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними ещё долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, следствием чего становится «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников по сравнению со старшими школьниками несамостоятельными и недостаточно образованными.

Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя — значимого взрослого — и ребёнка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В основной школе обучение перестраивается с задач развития познавательной сферы личности ученика на задачи освоения школьником больших объёмов систематизированной научной информации по каждому из предметов.
Таким образом, 4—5 классы — переход из младшей в основную школу — довольно сложный период развития ребёнка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.
Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды.
Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. Социализирующее воздействие современных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным.
На ребёнка оказывают огромное влияние информационно-коммуникационые технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить современного человека и общество. Информационно-коммуникационые технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребёнка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять её своим правилам.
Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами. Часто в правилах игры, регулирующих отношения между виртуальными персонажами и ребёнком, игнорируются моральные нормы, принятые в обществе. Ребёнок, взрослея среди игр такого рода, принимает правила поведения, которые в реальности не только не работают, но и способны причинять вред человеку.
Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определённых обязательств, в том числе и моральных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе.
Такая игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребёнка.

Погода
Яндекс.Погода
дневник.ру
Лента новостей
праздники дня
Поиск
Copyright MyCorp © 2024